С начала осени в ИКЕА дефицит плюшевой акулы «Блохэй» из-за хайпа в соцсетях: веселое и апатичное выражение морды добавляет ей мемоемкости. Купить «Блохэй» онлайн нельзя, а в магазине почти невозможно — из-за перекупщиков, которые вывозят акул коробками, чтобы продать их на «Авито»: в ИКЕА «Блохэй» стоит 1 500 рублей, на «Авито» — от 2 до 4 тысяч. В официальном сообществе ИКЕА во «ВКонтакте» тысячи людей спрашивают, когда появятся акулы. The Village поговорил с продавцами и пресс-службой ИКЕА и антропологом, чтобы узнать о причинах популярности «Блохэй».
https://www.instagram.com/p/BpUbpOin3kf/?utm_source=ig_web_copy_link
«Партию в 300 штук скупил один человек»
СОТРУДНИК «ИКЕА БЕЛАЯ ДАЧА»: «Кто-то в интернете снял смешное фото с акулой и за ним повторяют. Сейчас акул мгновенно скупают перекупщики. Прошлую партию в 300 штук скупил один человек. Единственный способ достать — приходить к открытию и бегом бежать в отдел игрушек. Мы увеличили число заказов, но шить акул не успевают. К тому же сотрудникам ИКЕА неформально запретили их покупать».
https://www.instagram.com/p/BkhlphoA_LL/?utm_source=ig_web_copy_link
СОТРУДНИК «ИКЕА ХИМКИ»: «Это круче очереди за айфонами! Все началось с Европы: правда, ажиотаж там уже спал, а к нам только пришел. У перекупщиков мы отобрать акул не можем: почти каждый день наблюдаем, как они везут грузовые телеги к кассе. Единственный способ достать акулу — приходить в 09:30 каждый день. На днях 100 штук разобрали за 15 минут — забирали коробками».
https://www.instagram.com/p/BmLZc0bBrfM/?utm_source=ig_web_copy_link
ПРЕСС-СЛУЖБА ИКЕА: «Акула „Блохэй“, чье название переводится как „синяя акула“, вошла в постоянный ассортимент ИКЕА в России в 2017 году и сразу полюбилась нашим покупателям. Скорее всего, потому, что у каждой акулы свое неподражаемое выражение мордочки: каждый экземпляр делается вручную и немного отличается от остальных. Акула „Блохэй“, пожалуй, единственный хищник, с которым так приятно обниматься и вместе спать.
https://www.instagram.com/p/BpWfNY1HV0I/?utm_source=ig_web_copy_link
Похоже, мы недооценили силу интернет-мемов — акулы пользуются невероятным спросом, и в данный момент игрушек временно нет в наличии в некоторых магазинах и онлайн. Мы просим не расстраиваться поклонников акулы: новые поставки запланированы на каждую неделю. Объемы производства акулы „Блохэй“ увеличивать не планируем. Запрет на покупку акул продавцами прокомментировать не можем».
«Акула оказалась отличным игровым субститутом для взрослого»
Последние несколько десятков лет разворачивается дискуссия против понимания игрушки как уменьшенной модели чего-то приятного. «Давайте делать не Барби, а натуралистичных кукол» — всем известный пример. Акула из ИКЕА — именно такое нарушение стереотипа. Она изображает не самое приятное существо (я, например, после фильма «Челюсти» долго не могла видеть акулу даже на экране) и в довольно большом размере.
https://www.instagram.com/p/BpWBI0gn8SR/?utm_source=ig_web_copy_link
Получается, что кукла акулы частично теряет свойства игрушки для ребенка — физически играть с ней не так уж и легко. Зато она оказывается отличным игровым субститутом (от латинского «substitutio» — замена. — Прим. ред.) для взрослого. В российской культуре (в отличие от, например, американской, где есть мощная традиция вечеринок с маскарадами и Хеллоуин) таких возможностей не очень много. Поэтому люди активно используют весь небольшой набор ситуаций, позволяющих это сделать. Например, во время политических митингов на серьезные темы (от честных выборов до пенсий) люди создают игровые ситуации, маскируя себя под игрового персонажа (такие посетители митингов, как Смерть с косой или Царь) или замещая себя игрушкой (в 2011–2012 году по Беларуси и России прокатилась волна наномитингов, во время которых игрушки держали плакаты). Так и сейчас — появление большой плюшевой игрушки позволяет с ее помощью создавать новые послания.
GIPHY App Key not set. Please check settings