Руководитель компании «inYakutia»: «Если упустил что-то новое, то ты уже можешь оказаться позади конкурентов»

LIFE14 // Михаил Местников с 1993 года ведет предпринимательскую деятельность. В сфере коммерческого туризма Михаил с 2012-го года. Сейчас «inYakutia» специализируется на активном, спортивном, экстремальном и рыболовном туризме. В интервью Михаил рассказал, с какими трудностями столкнулся, поделился видением развития туризма в республике и сообщил, какие меры господдержки ему помогли.

— Расскажите о себе – чем Вы занимались до открытия бизнеса?

— Я в бизнесе с 1993 года. До предпринимательской деятельности я работал в общеобразовательной школе. Кризис начала 1990-х годов заставил меня уйти с преподавательской деятельности и искать возможности реализации себя в бизнесе. Прежде чем начать развиваться в сфере туризма, у меня было много разных предприятий – успешных и не очень. Наверное, многие знакомы с «Колми», это было первое предприятие, которое открыли с моим другом Николаем Румянцевым. Мы взяли кредит в Алмазэргиенбанке под 130 процентов годовых – тогда все и началось.

В туристической сфере я давно, поскольку это было мое хобби. Увлечение сформировалось еще в детстве: будучи 10-летним мальчишкой я в летнее время работал в рыболовецкой бригаде, затем повзрослев, стал работать в лесхозах. Палаточные лагеря, природа – все это уже тогда стало частью моей жизни. Когда я учился в институте, прошел двухгодичные курсы инструктора-методиста по спортивному туризму. Обучался я в одном из центральных вузов Урала, а Урал тогда славился своей сильной школой в сфере спортивного туризма. Мне повезло, что смог поучаствовать в этом!

С тех пор прошло более тридцати лет. После института был клубный туризм, где я с друзьями ходил в многодневные походы по горам и горным рекам. Все маршруты продумывали сами, иногда водили по ним группы туристов, в том числе из других стран. Весь этот накопленный опыт и знания помогли мне, когда я решил превратить хобби в профессию.

— Как пришла идея открыть собственную туристическую компанию «inYakutia»?

— В 2012 году с Вячеславом Местниковым создали ООО «Норд Стрим» и сразу стали туроператорами. Тогда фирма быстро заняла лидирующее положение в активном и спортивном туризме, поскольку мы были по опыту сильнее конкурентов – как в самой сфере, так и в работе в бизнесе. Кроме того, нам здорово в те годы помог сайт Ykt.ru: в 2000-х годах создал там сообщество в Дневниках «Путешествие по Якутии», которое заинтересовало многих.

В сообществе я размещал фото-рассказы о своих путешествиях. Людям было интересно смотреть на фотографии незнакомых им мест, читать, как ходят по интересным маршрутам наши туристы. Тогда еще не было социальных сетей, поэтому люди в основном сидели в Ykt.ru. Просмотры были большие, если смотреть по нашим якутским меркам. Сайт помог нам заявить о себе и организовать первые туры.

С переходом в туроператорство мы стали адаптировать наши маршруты для коммерческого туриста. Теперь кроме слов после похода: «Я сделал это!», турист мог бы сказать: «Я получил огромное удовольствие от похода и впечатлен увиденным!». Также стали внимательно обращать внимание на безопасность прохождения маршрута. Мы разработали и ввели в жизнь много новых маршрутов. Некоторые из них стали сейчас очень популярными: это «Зимние Ленские Столбы», «Синские Зимние Столбы», «Золотые скалы реки Синяя», «Пещеры речки Кэтэмэ», «Таас Кыстаабыт – Кисиляхи Оймякона», «Затерянный Мир Индигирки», «Водопады речки Восточная Хандыга» и т.д. Стоит отметить, что наш маршрут «Золотые скалы реки Синяя» в 2021 году занял 1 место в конкурсе «Маршруты России» в номинации «Активный маршрут».

Наша организация «inYakutia» была создана в 2018 году. В начале это предприятие было задумано для работы с иностранцами. В 2019 году Вячеслав решил разделить компанию и при разделе «Норд Стрим» достался ему. С того времени началась история «inYakutia». Я быстро оформил документы на туроператора и начал позиционировать себя под новым брендом. Постепенно в работе стали добавляться другие маршруты и среди них можно выделить, такие как: маршруты по рекам Станового хребта в Южной Якутии (Нерюнгринский, Алданский районы), маршрут «Каменные Люди Сундуруна» (Аллаиховский, Нижне-Колымский улусы), пешие маршруты в хребте Сунтар Хаята (Томпонский, Оймяконский улусы).

— Как произошел раздел компании?

— Все нажитое в «Норд Стриме» мы разделили ровно пополам и то, что досталось мне стало почвой для работы в «inYakutia», поскольку все инструкторы «Норд Стрима» решили перейти в «inYakutia». Мы сохранили в рабочем состоянии старые маршруты. Утраченное при разделе имущество мы восстановили быстро. Также сохранили партнерские отношения с агентствами – продавцами туров, а это было очень важно, поскольку их доверие заработать не так легко.

— Какие были трудности у «inYakutia»? Как с ними справлялись?

— «inYakutia» стала самостоятельным туроператором в феврале 2019 года. Пандемия коронавируса пришла к нам в марте 2020 года – получается, что «inYakutia» пришлось беспроблемно проработать только чуть более полутора месяцев, а потом из-за локдауна нас закрыли на 4 месяца. Нам разрешили работать только в середине летнего сезона. Сезон был почти провален, поэтому цель была одна – это как-то дотянуть до конца, выполнив все взятые обязательства перед туристами.

— Какие туры предоставляете? На каких видах отдыха специализируетесь?

— Мы в основном специализируемся на активном, спортивном, экстремальном и рыболовном туризме. Также делаем экскурсии с выездами за город. Сейчас наши маршруты пролегают во многих районах республики, в том числе и арктических. К примеру, есть маршрут с выходом на Восточно-Сибирское море, есть еще тот, который соединяет Якутск с Магаданом, есть маршруты с заходом в Якутию с Амурской области. География турмаршрутов «inYakutia» огромна. Наша любимая тема – это горы и горные реки. Специально для них мы готовим своих инструкторов-проводников.

— Какие навыки необходимы для управления туристической компанией?

— В первую очередь, руководителю нужно отлично знать продукт, который продает компания. Если он плохо будет знать туристический маршрут, то ему будет невозможно хорошо и правильно построить управленческую работу. Нужно еще помнить, что туроператорство – это также работа с людьми. Наверное, туризм является единственной сферой, где каждый день приходится вплотную работать с большим количеством незнакомых людей.

Кроме того, мы работаем со многими ведущими агентствами России, которые продают наши туры, и у них есть очень большие требования к ним. Все это повышает ответственность. Сейчас многое меняется, притом очень быстро. Если упустил что-то новое, то ты уже можешь оказаться позади конкурентов, поэтому руководитель должен быть хорошим маркетологом.

— Какие туры пользуются наибольшим спросом в настоящее время у жителей республики?

Наш край особый, он северный. По этой причине в отпускные времена люди стремятся уезжать в теплые края. Так, в основном якутяне ездят только на туры выходного дня. Есть небольшое количество своих туристов, которые любят ездить с нами на дальние многодневные туры, но их пока немного. Дальние туры предпочитают больше всего туристы из других регионов нашей страны.

— Как справляетесь с конкуренцией на рынке туристических услуг?

— Большая конкуренция присутствует в маршрутах, которые находятся рядом с городом. Здесь основные конкуренты – это «нелегалы». Не секрет, что многие занимаются организацией туров для получения дополнительного дохода. Бывает так, что человек сходил c фирмой на маршрут, потом прикидывает, сколько он сможет заработать, если начнет самостоятельно водить туристов по этому маршруту. Потом он покупает на китайском рынке снаряжение и через социальные сети, мессенджеры начинает созывать народ на туры по значительно низким ценам.

Такое в республике очень распространено. Понятно, что у них нет таких расходов, как у нас, поэтому они могут спустить стоимость аж в два раза. Как правило, после появления «нелегалов» мы уходим с маршрута, начинаем разрабатывать новые, работаем на них до того, как снова появятся «нелегалы». Хорошо, что они не могут «достать» нас на дальних маршрутах, поскольку здесь уже требуется хорошая подготовка, знания, навыки и надежное снаряжение, которое стоит немалых денег. Чем сложней маршрут, тем меньше конкурентов.

— Как Вы думаете, что ценят клиенты в «inYakutia»?

— Я думаю, что определяющими ценностями являются гарантия качества, надежность и безопасность. Над этим мы работаем постоянно: обучаем наших инструкторов, проводим специальные курсы для них, приобретаем только самое лучшее снаряжение, постоянно работаем над улучшением туристических маршрутов.

— Сколько у Вас сотрудников? Какие качества цените в них?

— У нас более 20 инструкторов-проводников. Все они имеют профессиональную подготовку. В настоящее время мы можем проводить походы до 5-й категории сложности. Ребята постоянно повышают свое мастерство и среди них есть инструкторы высокого профессионального уровня. Этим мы очень гордимся! Кроме инструкторов у нас есть офисный состав, который обеспечивает рекламу, маркетинг, работу с туристами.

— Каким Вы видите развитие туризма в целом по Якутии?

Это сложный вопрос, но постараюсь ответить. К нам много раз приезжали представители туроператоров из стран Юго-Восточной Азии. У всех было одно желание – предоставить турпоток в Якутию. Однако они, узнавая наши возможности, всегда уезжали разочарованными. Это говорит о том, что регион для них привлекателен, но возможности республики не отвечают их запросам. Что может привлечь массового туриста в Якутия? Холод? Отвечу сразу, что нет! Ради холода едут только люди, которые не боятся морозного экстрима, а это по физике своей не может притягивать людей, поскольку человек всегда тянется к теплу.

Некоторые еще предполагают, что их привлекают Ленские столбы. Однако я здесь тоже отвечу, что нет. У них есть свои «аватары» и скалы, даже лучше, чем наши. Тогда, чем же может привлечь Якутия? А я отвечу: «Северным сиянием!». За Авророй с Юго-Восточных стран Азии ездят миллионы туристов. Они посещают в основном скандинавские страны и Исландию для этого, то есть за тридевять земель готовы поехать, чтобы посмотреть. 

Якутия географически находится в 2 раза ближе, чем они. И в отличие от них у нас есть большая арктическая территория, где северное сияние светит не хуже. Вот этот наш потенциал до сих пор находится в нетронутом состоянии. Если мы вложимся в создание туристических маршрутов за наблюдением северным сиянием, то можем изменить этот поток туристов. Также если создадим такие маршруты и привлечем людей, то это поможет развиться не только всем арктическим районам, но и другим направлениям в сфере туризма. Это сугубо мое личное видение развития туризма в республике.

Говоря о северном сиянии, «inYakutia» уже третий сезон успешно делает туры за Авророй рядом с Якутском. В прошлом году было 10 выездов за город, из них 8 были результативными. В этом сезоне мы успели организовать 4 тура, и все они завершились успешно. Сейчас мы работаем над созданием туристического маршрута в один из северных улусов по запросу одного китайского турорганизатора.

— Пользовались ли Вы мерами государственной поддержки? Если да, то какими?

— «inYakutia» получала меры господдержки два раза. В первый раз мы получили субсидию на 500 тысяч рублей, это было в период пандемии. Субсидию направили на возмещение затрат по приобретению туристического снаряжения. Тогда эти деньги сильно помогли, поскольку предоплаты от туристов мы пустили на приобретение снаряжения. Когда из-за пандемии туристы стали отказываться, нам нужно было вернуть деньги. В тот момент отлично проработала команда бывшего министра предпринимательства, торговли и туризма РС(Я) Ирины Высоких.

Благодаря ей и ее сотрудникам многие предприниматели республики смогли выстоять пандемию. Эта помощь была очень своевременной и нужной. Второй раз получили субсидирование недавно, в размере 320 тысяч рублей. Можно было заявиться и на более крупную сумму, но мы поскромничали. К примеру, некоторые турфирмы взяли по 3 миллиона рублей.

— Какие у Вас планы по развитию «inYakutia»?

— Поиск маршрутов, развитие существующих, то есть продолжение нашей работы. Будем дальше работать над повышением качества обслуживания туристов, повышать мастерство инструкторов-проводников. Хотим выйти на восточноазиатский рынок, но одному туроператору туда пробиться трудно. По этой причине 2 года назад я инициировал создание ассоциаций предприятий, работающих в сфере туристической индустрии. Идею многие поддержали – сейчас в нашей ассоциации находятся 27 предприятий. Это туроператоры, турбазы, транспортные компании, природные парки, организаторы охотничьего туризма. Назвали ассоциацию «АТИЯ»: Ассоциация Туристской Индустрии Якутии. Будем рады работать в одной общей команде, если кто-то заинтересуется!

Сообщить

What do you think?

Written by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

GIPHY App Key not set. Please check settings

Психолог Надежда Васильева: «Поддержка и мотивация нужны любому человеку, чтобы легче справляться с трудностями»

История Анджелы Матаннановой: «Верьте в себя, в свою мечту, занимайтесь любимым делом!»