В интервью директор ООО «Ленские зори» Юрий Ермолаев рассказал о своем бизнесе, который внес значительный вклад в развитие внутреннего туризма Якутии.
В настоящее время у Юрия Ермолаева две действующие круглогодичные туристические базы. Каждая база оснащена всем необходимым для комфортного пребывания гостей и наслаждения неповторимой природой Якутии.
Например, турбаза «Кэҥкэмэ» (Instagram @turbaza_kenkeme) расположена на берегу одноименной речки на территории Хамагаттинского наслега Намского улуса в 38 километрах от районного центра (с. Намцы).
Комплекс состоит из четырех гостевых домиков вместимостью до 7 человек со своей мангальной зоной. В каждом домике имеется все для комфортного пребывания в любое время года. Есть помещение для корпоративных мероприятий до 60 человек, с возможностью организации питания и обслуживания.
Посетители турбазы целиком погружаются в прекрасную природу – сосновый бор, березы, лиственница… дикоросы представлены голубикой, брусникой. Речка Кэнкэмэ богата рыбой (сорога, елец, язь, щука и др.).
На турбазе, в ноябре 2019 г., была организована зимняя подледная рыбалка (мунха) в рамках международного фестиваля «Зима начинается с Якутии – 2019».
— Юрий Прокопьевич, когда появилась любовь к туризму и как начался бизнес?
— Я 20 лет проработал в системе охраны природы. В то время, впрочем, как и сейчас, независимо от погоды и сезона мы семьей постоянно выезжали на природу. И уже тогда меня посещали мысли об открытии своего бизнеса. Но на окончательное решение повлияла поддержка моей супруги Альбины Петровны. Первый колышек на месте будущей турбазы забили летом 2008 года. С тех пор мы с ней и развиваем туристическую деятельность.
— Могли бы Вы назвать свое дело семейным бизнесом?
— Да, смело могу сказать, что у нас семейный бизнес. Моя супруга, Альбина Петровна, дочь Людмила Юрьевна, сын Юрий Юрьевич являются официальными работниками ООО «Ленские зори» и даже внуки вносят свою лепту в деятельности турбаз.
На мой взгляд семейный бизнес имеет ощутимое превосходство во многих вопросах. Для того чтобы наладить работу организации, занимающейся внутренним туризмом, требуется много времени, сил и средств. Важно, чтобы этот труд сохранился, приумножился и остался в надежных руках. Это видно и на практике, достаточно вспомнить наши знаменитые предпринимательские диаспоры – семья Чириковых, Атласовых, Арбугаевых и многие другие.
— Какие вложение потребовались на самых ранних этапах бизнеса?
— Турбаза с круглогодичным размещением требует колоссальных вложений: финансовых, материальных, умений, души и сердца. Без всего этого нельзя чего-либо добиться.
Когда мы начинали, кредиты если и давали, то под бешеные проценты. Мы залезли по уши в долги. Продали частный дом в городе, дом в Намцах и все равно не хватило. Благо родственники смогли приютить. Кто проходил такой этап знает какого это.
Я много лет сплавляюсь по реке Лене. В начале иногда бывало страшновато, не туда заплывешь, не так волну держишь и считай пропало. Но по истечении времени набираешься опыта и уже легче, но нельзя никогда себя бить в грудь, что ты все уже умеешь. Река не прощает ошибок. Вот и в жизни, и в бизнесе так же.
— Обращались ли Вы к мерам поддержки на развитие внутреннего туризма?
— Поддержку от государства мы получили. С самого начала для себя определили, что если будем выигрывать какой-то конкурс, то на эти средства будем приобретать в основном транспортные средства, так как трансфер – одна из самых больших проблем как для местных турбаз, так и для туристов. И эта стратегия дала свои плоды.
— Почему решили присоединиться к Единой торговой площадке «Сделано в Якутии»?
— Маркетплейс является дополнительным и абсолютно бесплатным каналом продвижения нашего бизнеса. Некоторые наши турбазы находят именно там.
Например, Туристическая база «Песчаная гора» (Instagram @turbaza_peschanaya_gora), которая расположена на правом берегу великой реки Лена в Намском районе Якутии в 100 км от г. Якутска.
База действует с 2008 года и предлагает круглогодичное комплексное туристическое обслуживание, ежегодно принимает около 2000 человек.
На турбазе имеются шесть гостевых домиков, со всеми необходимыми атрибутами для автономного и комфортного проживания. Есть дом для корпоративных мероприятий вместимостью до 50 человек, баня, гараж, спортивная и детская площадки, фотозоны, музей СССР, пляж с водным аттракционом, спортинг, рыбалка, зимний ледовый аттракцион. В шаговой доступности растут дикоросы: брусника, грибы, шиповник. На реке ловится щука, окунь, плотва, и др.
— С увеличением спроса на внутренний туризм, растёт ли конкуренция?
— Здоровая конкуренция должна быть везде. Когда мы начинали, ее практически не было. Но потом, потихоньку к нам стали подходить, узнавать, что и как. Я думаю, опытом надо делиться и не бояться, что этот человек в будущем станет твоим конкурентом. Почему? Позаимствовать что-то можно, но человек, который действительно задумал что-то серьезное, сделает по-своему. Просто у каждого человека на одну и ту же вещь взгляды разные. А конкуренция всегда подстегивает, не дает спокойно спать, и только здоровая конкуренция может дать хороший толчок в развитии бизнеса.
— Вы одни из первых занялись организацией внутреннего туризма, считаете ли что внесли определенный вклад в развитие данной сферы?
— Об этом судить не мне. Может быть, и дал толчок в развитие предпринимательства в родном улусе. Ведь многие открывают своё дело на примере других. Идеи рождаются из вдохновения от увиденного.
В свою очередь я хотел бы выразить благодарность за активную поддержку со стороны администрации улуса – главе Слепцову Юрию Иннокентьевичу. Не всегда поддержка должна быть материальной. Любая помощь неоценима, когда только начинаешь свою деятельность.
— Какую перспективу развития внутреннего туризма в Якутии представляете?
— Внутренний туризм в республике имеет большую перспективу развития. Назову несколько аргументов: Якутия уникальна во всем: климат, люди, природа, традиции, – такой в мире больше нет; разнообразие направлений – у туриста есть большой выбор (история, быт, природа, охота, рыбалка, недра и т.д.). Все это приведет к развитию въездного туризма.
Считал и считаю, что если к вам ездят на отдых свои, т.е. с родного села, города, улуса, то ты на правильном пути.
— Опираясь на свой опыт, что бы Вы посоветовали тем, кто только планирует начать бизнес в этой сфере?
— Создать бизнес и привлекать клиента так, чтобы он заходил к тебе еще и еще – стоит многого. Пожелаю упорства, терпимости, трудолюбия, поддержки в семье, никогда не надеяться на «дядю», делать все самому, и конечно, вкладывать душу и сердце.
GIPHY App Key not set. Please check settings