Чьи останки найдены на острове в море Лаптевых? Заготовитель «Холбоса» или метеоролог?

Ученые всей России ломают голову над этой находкой. В глубине арктического острова Котельный отряд исследователей обнаружил захоронение, тайной которого стали не только личность покойного, но и короб, в котором он находился. Некоторые полагают, что короб, ставший саркофагом для неизвестного охотника, мог быть частью подготовки к полярной экспедиции норвежского исследователя Фритьофа Нансена.

Лето 2017 года. Экспедиция Русского географического общества собирается обследовать Новосибирский архипелаг в море Лаптевых. В отряд вошли 17 специалистов разного профиля под руководством доктора биологических наук, руководителя отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук РС (Я) Альберта Протопопова. Перед экспедицией, проходящей при поддержке Министерства обороны и правительства Якутии, стояли две главные задачи: добраться до захоронения на острове Котельный и изучить останки шерстистого мамонта на Большом Ляховском. Об этих находках ученым сообщили собиратели мамонтовых бивней.

Альберт ПРОТОПОПОВ, руководитель экспедиции РГО на Новосибирские острова:

— Мы финансово и просто физически не можем в полной мере изучить острова Новосибирского архипелага. Поэтому у нас есть договоренность с собирателями бивней, чтобы они нам сообщали об интересных находках. И осенью 2016 года поступила информация об обнаружении захоронения на острове Котельный. Добрались туда в августе 2017-го. В деревянном коробе, который иногда называют саркофагом, находились скелетированные останки мужчины 40-55 лет.

При нем обнаружены пластмассовая расческа в футляре красно-розового цвета, компас и карманные часы на кожаном ремешке. При жизни мужчина перенес перелом левой берцовой кости. Также в саркофаге находился фрагмент товарной накладной на мелкокалиберную винтовку ТОЗ-27, на которой видна дата – март 1965 года. Вся остальная информация истлела, так что установить, где и кем приобреталось оружие, невозможно. Около короба также обнаружены останки двух собак ездовой породы и фрагмент нарт.

—  У вас есть какая-то информация о том, чьи останки находятся в коробе?

— Нет. Мы делали запрос в МВД, но там ответили, что ничем помочь не могут. Насколько понял, архивы тех лет о пропавших без вести не сохранились. По моим данным, в это время на Котельном военных еще не было, а были три метеостанции и заготовители «Холбоса». Сделали запросы и по этим направлениям, ждем ответа.

Мы обращаемся к жителям республики с просьбой помочь в идентификации погибшего. Судя по товарной накладной, он скончался в период с 1965 по примерно 1969 год. Исходим из того, что накладную в кармане мог носить максимум несколько лет.

В работе нашей экспедиции принимали участие судмедэксперт, гистолог и археолог. В результате исследования установлено, что это был мужчина, умерший от переохлаждения. Очень опытный судмедэксперт из Москвы по параметрам черепа установил, что это был азиат. Мы полагаем, что во время непогоды мужчина укрылся в коробе, где и погиб. Он лежал лицом вниз, подогнув ноги – характерная поза для умирающих от переохлаждения.

Может быть, у кого-то в это время в тех местах пропал родственник. При наличии достаточных оснований может быть проведена генетическая экспертиза. И родные смогут захоронить останки. Пока мы их оставили на месте.

— Кто-нибудь из якутян уже обращался к вам с предположением, что найдены останки их родственника?

— Пока был один звонок из Чурапчи. После насильственного переселения в Булунский район во время войны их родственник потом там остался и сгинул примерно в 1960-е годы. Но больше нет никакой иной информации, позволяющей делать выводы.

— Альберт Васильевич, вы не нашли при погибшем ни оружия, ни какой-либо утвари. Вероятно, их забрали после его смерти?

— Здесь можно только гадать. В коробе мы нашли еще и проржавевший патрон от карабина – не от ТОЗ. Осмотрели территорию вокруг, но ничего, кроме останков собак и нарт, обнаружено не было. Возможно, это был охотник. А, возможно, и проводник какой-либо из экспедиций на Котельном. Нас смущает наличие компаса. Охотники ведь обычно хорошо знают свои места, и компас им ни к чему, хотя всякое бывает.

— Вы не пытались провести реконструкцию лица по черепу?

— Как я уже сказал, останки мы не трогали. Они по-прежнему на Котельном. Чтобы вывезти череп и провести реконструкцию лица по нему, нужны деньги, которых у нас нет. Поскольку выяснилось, что захоронение современное, стали работать по родственникам. Если не удастся их найти, то в следующем году планируем захоронить останки на Котельном. Приедем туда с металлоискателем, обследуем прилегающую территорию. Может, еще что найдем.

— Из чего был сделан короб, и какова его сохранность?

—  Короб – одна из главных загадок захоронения. Предположительно он сделан из сосны, исследование мы пока еще не проводили. Он имеет трапециевидную форму и сверху накрыт деревянной крышкой. Но крышка визуально из другого дерева. И как будто не от этого короба. На ней имеется что-то наподобие лыжных полозьев, но ездить на них было нельзя. Еще одна загадка саркофага: доски крышки скреплены гвоздями, а сам короб собран без единого гвоздя. Он явно был изготовлен в стационарных условиях, скорее всего, с использованием циркулярной пилы. Сохранность его хорошая. На Котельном ведь почти круглый год зима, и вещи неплохо сохраняются. По размерам короб 150х60х70 см. При жизни рост мужчины составлял 165 см. Так что это еще одна причина, почему ноги были согнуты. Была версия, что короб использовали именно как саркофаг, но она отпала из-за несоответствия размеров, опять же фабричное производство.

Тяжелый короб находился километрах в 20-ти от моря на берегу реки Урасалах. Мы описывали и показывали фотографии находки ведущим российским этнографам и археологам – они ни с чем подобным раньше не встречались. Наши якутские ученые также ничем помочь не смогли. Было предположение, что это депо (продуктовый лабаз охотников – С.С.). Но местные жители говорят, что такого короба никогда не видели.

— Альберт Васильевич, а если предположить, что этот неудобный короб все же был местом ночлега рыбака, охотника на берегу рыбной реки?..

— В Урасалахе рыбы нет. Да и вообще слишком неудобное жилище даже для ночлега. У меня есть версия, которую, впрочем, многие коллеги не поддерживают. В конце 19 века Эдуард Толль сделал на Новосибирских островах три депо (лабаза) для экспедиции Фритьофа Нансена к Северному Полюсу. Два из них – на острове Котельный.

Одно депо найдено и хорошо описано, а второе, по свидетельствам, как раз находилось на речке Урасалах. Его никто никогда не находил. В упоминаниях говорится, что депо было оборудовано в устье, а наш короб в 20 километрах от него. И этот момент меня смущает. С другой стороны, на корабле легко можно было доставить материалы для короба и потом собрать его на месте. Из-за трапециевидной формы медведям и росомахам трудно его сломать, чтобы добраться к продуктам внутри.

— Вы говорите о том, что о коробе с останками человека на Котельном вам рассказали собиратели мамонтовых бивней. Обычно эти ребята не любят общаться с властями. Как вам удалось их расположить?

— Собиратели бивней разные бывают. Некоторые действительно сообщают нам об интересных находках. Так, летом прошлого года после Котельного мы направились на Большой Ляховский, где собиратели бивней обнаружили останки шерстистого мамонта. Находка интересна тем, что это был карликовый мамонт, хотя по возрасту старый. Найдены череп и несколько костей. Сейчас мы проводим генетическую экспертизу в СВФУ.

P.S. Всех, кто может помочь установить личность мужчины, чьи останки найдены на Котельном, просят звонить по телефону +7(924)-660-63-95

Справка «ЯВ»:

В 1893-1896 г.г. норвежский путешественник и исследователь Фритьоф Нансен (1861-1930) организовал экспедицию на специально оборудованном корабле «Фрам» («Вперед») на Северный Полюс, чтобы подтвердить наличие морского течения, прибивающегося от Новосибирских островов к Гренландским островам.

“Вмерзнуть на судне во льды и предоставить себя полярному течению! С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шел против течения”, — такова была мысль Нансена. Его зарубежные коллеги назвали его план «чистым безумием».

Россия была исключением. Оценив реальность плана, оказала помощь, выслав Нансену все изданные в России карты северных морей, населенных пунктов. А известный полярный исследователь барон Эдуард Толль (родился в 1858 г., пропал без вести в 1902 г. во время экспедиции на остров Бенетта, ученик своего родственника, исследователя Миддендорфа) совершил труднейший поход на Новосибирские о-ва для устройства там складов и подготовки собачьих упряжек на случай аварии “Фрама”. Но им не суждено было встретиться в Арктике. «Фрам» триумфально вернулся в родной порт через три года. Нансен с напарником остался в Арктике для совершения броска на Северный Полюс на собачьих упряжках и вернулся домой на несколько месяцев раньше «Фрама».

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний. Фотографии предоставлены Академией наук РС (Я)

Сообщить

What do you think?

Written by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

GIPHY App Key not set. Please check settings

В Якутске пьяный водитель сбил пешехода

Смотрим дрифт по-якутски! Подборка видео от LIFE14.ru